|
РАБОТА С КОРЕННЫМИ МАЛОЧИСЛЕННЫМИ НАРОДАМИ
|
Коренные малочисленные народы и их общественные организации являются наиболее активными участниками правовой кампании.
В местах проживания коренных народов - Амурской, Кемеровской областях, Алтайском крае, Республике Алтай под правовыми документами собрано более 5 тысяч подписей.
Юристами ЭПЦ "Право на жизнь" подготовлен доклад с правовым анализом проекта Лесного кодекса для организаций коренных народов «Исток» и «Аргиш», участвовавших в работе 23-ей сессии рабочей группы по вопросам коренных народов Экономического и Социального Совета Организации Объединенных Наций (Женева) и Рабочей группы Европейского Союза по проблемам коренных народов.
В результате участники рабочих групп ООН направили обращения о моратории на принятие проектов Лесного и Водного кодексов:
Верховному комиссару по правам человека,
Представителю Российской Федерации в ООН,
Специальному докладчику по правам человека и основным свободам коренных народов.
ООН требует установления моратория на принятие Лесного и Водного кодексов в Государственной Думе РФ
ПРОЕКТЫ ЛЕСНОГО И ВОДНОГО КОДЕКСОВ НАРУШАЮТ ПРАВА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РОССИИ
Обращение международных и европейских организаций
к Представителю Российской Федерации в ООН,
к Специальному докладчику по правам человека и основным свободам коренных народов Доктору Родольфо Ставенхаген
и к Верховному комиссару по правам человека г-же Луизе Арбор по поводу Лесного и Водного Кодексов в Российской Федерации
23 сессия рабочей группы ООН по коренному населению
Женева, июль 18-22, 2005
Женева, июль 21 2005
Во время 23 заседания рабочей группы ООН по коренному населению (июль 18 - 22, 2005), делегаты от коренных народов России, представляющие такие организации как RAIPON и LIENIP, проинформировали нас о разработке Лесного Кодекса РФ. Мы с заинтересованностью следим за обсуждением проекта Лесного Кодекса в Российском парламенте. Если существующий проект будет принят и станет законом, то мы опасаемся за социальное, а также культурное существование многих коренных народов России. Так же мы серьёзно озабочены рассмотрением Водного Кодекса, который обсуждается в это же время. Мы не будем подробно рассматривать этот кодекс в нашем письме, однако он требует необходимого пересмотра. Коренные народы даже не упоминаются в тексте проекта.
В ходе нашей работы с коренными народами мы узнали о жизненно важном значении леса для социального обеспечения, экономической активности и сохранения религии коренных народов. Проще говоря, лес - это дом и основа мироздания для коренных народов, что также можно отнести и к коренным народам России. Основываясь на огромном опыте, мы также знаем, что потеря лесов, прошедших процесс приватизации, коммерческое использование третьими лицами или создание национального парка неизбежно принесут непоправимый ущерб коренным народам. Другими словами мы опасаемся истребления культуры коренных общин (этноцит).
Мы расцениваем это предсказуемое развитие как недопустимое и нарушающее основные нормы международных прав человека (напр. Международное соглашение по гражданским и политическим правам (ICCPR) или Международное соглашение по экономическим, социальным и культурным правам (ICESCR). Более того, по нашему мнению, любой план, рассматривающий использование лесов и лесных ресурсов, должен в первую очередь учитывать использование их коренными народами. Как-никак, все их существование зависит от леса.
В этом контексте мы бы хотели обратить внимание на те последствия принятия Лесного Кодекса, которые возникнут для народов, занимающихся традиционным оленеводством. У нас есть достаточный опыт для того, чтобы показать, что вмешательство (такое как возникновение права на основании лицензии, аренды или аукциона) в использование пастбищных земель в лесах представляет собой опасность для традиционного оленеводства коренных народов. Указанное выше возникновение права требует большого количества денег, которого у коренных народов просто нет и которое им не требуется для традиционного пользования землями.
В то же самое время мы удивлены изначальным обсуждением Лесного Кодекса, проводящимся до настоящего времени. По имеющейся у нас информации не было ни одной консультации с коренными народами России, что далеко не соответствует международным стандартам (напр. Конвенция МОТ №169). В то же время "субъект федерации", который по Конституции имеет право на участие в принятии решений, был очевидно проигнорирован, это факт, который не был принят во внимание консультационным органом парламента.
Все это позволяет нам сделать вывод, что настоящий проект Лесного Кодекса недопустим с точки зрения перспективы прав человека и очень неоднозначен при применении его в процессуальном праве. Поэтому мы призываем Вас сделать все возможное, для:
a) установления моратория на принятие Лесного и Водного Кодексов в парламенте (Думе), чтобы обеспечить
b) полное рассмотрение и обсуждение аспектов, которые затрагивают нарушение и этноцит прав человека, а также
c) провести необходимые консультации с коренными народами. Мы бы также приветствовали ведение диалога между коренными народами и государственными структурами по любым будущим планам.
В добавление мы бы хотели обратить Ваше внимание на тот факт, что во многих странах мира, где живут коренные народы, те леса, которые являются традиционной частью коренных общин, имеют особую защиту закона, потому что признается жизненно важное значение лесов для этих общин. Хотелось бы подчеркнуть, что наилучший опыт в использовании лесов был показан в тех областях, где леса, независимо от их коммерческого использования, остаются государственной собственностью.
Мы настоятельно призываем Вас действовать быстро, так как второе чтение проекта состоится в сентябре этого года.
Благодарим за внимание.
С уважением,
(следуют неправительственные организации и группы по правам человека, участвующие в 23 заседании UNWGIP)
|